- ОБУЧЕНИЕ
-
ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности, системности, связи с практикой, сознательности и активности обучаемых и др.
Принцип научности предполагает систему знаний, установленных наукой; принцип доступности — изложение материала на таком уровне и в таких формах, которые позволяют обучаемым усваивать этот материал; принцип системности — изложение материала в логической последовательности и взаимосвязи. Связь с практикой позволяет формировать умение применять полученные знания в практической деятельности. Сознательность, активность и проблемность являются условиями собственной познавательной деятельности обучаемого под руководством педагога. Наряду с общими требованиями дидактики при организации О. необходимо учитывать также некоторые психологические особенности обучаемых.
О. по охране труда должны проходить руководители, специалисты, инженерно-технические работники, связанные с организацией, руководством и проведением работы по ОТ непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля. Такое О. осуществляется и при повышении квалификации. Ответственность за организацию своевременного и качественного О. по ОТ возложена на работодателей, в структурных подразделениях (цехах, отделах) — на руководителей этих подразделений. Своевременность О. по ОТ работников организации контролируют служба охраны труда и государственная инспекция труда.
См. также Активные методы обучения, Дистанционное образование, Интернет-обучение, Модульное обучение, Программированное обучение, Профессиональное образование.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.